Конспекты лекций Дня Кино: Алексей Нужный, «Нужные ценности в кино»

Алексей Нужный – режиссер к/м фильма «Конверт» с Кевином Спейси в главной роли, к/м фильма «Петух», сериала «Ольга»

Я – режиссер, немножко сценарист и немножко продюсер. Режиссура – это моя основная профессия. Снимать кино, придумывать кино, взаимодействовать со зрителем – моя основная деятельность.

Мне кажется, что российское кино сейчас очень плохо работает. Это связано с тем, что люди, стоящие у руля проекта, создают пустые истории, которым нечего сказать. К тому же, кинематографисты не учитывают зрительский интерес, не хотят принести зрителю удовольствие. А в киновселенной очень важен зритель. Он голосует рублем, он решает, стоит ли смотреть фильм в кинотеатре, на тв.

О главных элементах истории

Например, я работал на проекте 2 года, вкладывал силы. Но если проект сразу не срабатывает, зритель уходит, теряет интерес, и это приводит к низким рейтингам и отказу канала от вашего проекта. Чтобы этого не произошло, очень важно долго работать над сценарием. Не ориентироваться на собственные силы, на актеров, на классную команду. Если сценарий оригинален, актеры могут быть средненькими, бюджет недостаточным. Только сценарий спасает.

Важно перечитывать сценарий постоянно, как можно чаще. А потом собирать съемочную группу, разговаривать с ней про сцены. Короткометражку, например, делают три клевые сцены.

Чтобы сценарий был оригинален, важен визуальный язык вашей истории. Это должно быть то, что зритель либо еще не видел, либо видел в своих любимых проектах. Например, Фарбер: что-то зимнее, неспешное, смешное. Это как рассказывать анекдот: я могу рассказать так, что вы заскучаете, не дослушав, а могу рассказать так, что вы будете думать: что же случилось дальше?..

Несколько лет назад я хотел сделать особенный ситком: соединить смешное и авторское. Так появился сериал «Ольга»: его язык сочетает чувство «авторской» съемки, много юмора и классические приемы ситкомов.

Если вы создаете короткометражку, лучший способ донести ее до зрителя – YouTube. Короткий метр на 8 минут. И ваша история должна включать два важных элемента: классный сценарий и классный язык.

Знакомьтесь с интересными людьми. Мы с Колей Куликовым познакомились так: я просто написал ему в фейсбуке: – Пошли гулять. Так мы гуляли и поняли, что говорим на одном языке и хотим что-то делать вместе.

Коля из зала: – Ты меня заманил!

Да, я предложил Коле снять документальное кино про стэндапера в России :)

О команде

Важный фактор – команда. Это третий пункт, которому нужно следовать. После продумывания сценария и языка, важно выбрать команду, особенно оператора и художника. Оператор – человек, который не просто идет за вами, но который идет перед вами и открывает вам двери, новые взгляды на языки. Чтобы кино работало, должно столкнуться что-то с чем-то, что мы еще не видели.

Когда я придумал идею «Ольги», всем было интересно, все загорелись. Когда идея хорошая, все идет само.

В команде часто люди ошибаются. Могут брать очень классных людей, но не соответствующих языку фильма. Я пригласил очень классного гримера, топового специалиста в индустрии. Мы с ней согласовали основных героев, все сошлось. Но на второстепенных персонажах она решила оторваться. И когда мне нужна была классическая проститутка, из гримерки вышла Шарлиз Терон. И я сказал гримеру: «Мне нужна классическая проститутка, я не верю этому как режиссер». Поэтому нужно выбирать людей, соответствующих вашему языку.

О герое

Четвертый пункт – это всегда должна быть история про ОЧЕНЬ НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА, которого вы видите, знаете. Он должен быть соткан из настоящих, подлинных вещей. Нам никогда не нравится что-то фальшивое, потому что в мире очень много фальши. Когда мы видим что-то настоящее, мы удивляемся, останавливаемся, смотрим. Очень важно стремиться к правде. Снимите драку так, чтобы люди поверили в ее реальность. Фильм «Горько!», например, собрал 4,5 млн зрителей. По моему мнению, он настоящий, он стремился к правде.

О подготовительном периоде

Следующий этап – подготовка. В среднем на подготовку уходит 2 месяца. Чтобы сделать классный кастинг, нужно 6 месяцев. 50% успеха – это актеры. Они спасут ситуацию, если режиссер «устал» и не понимает, что происходит. Режиссер сидит в маленькой комнатке без окон и ищет, ищет тех, кто подойдет идеально...

На подготовительном этапе подбираются:

- команда

- локации

Чем отличается хороший продюсер от плохого

Плохой продюсер на какую-то нестандартную или не запланированную идею режиссера сразу скажет «нет». И это обрубает людям крылья. Хороший продюсер должен ценить старания команды, он будет пытаться договориться и найти возможные варианты решения.

Об актерах

Я предпочитаю брать неизвестных актеров, чтобы они создавали ощущение настоящего кино, которому верят. Известные актеры не воспринимаются как живые люди. Когда на экране появляется Ходченкова, все думают об актрисе, а не о герое.

Как подбирать актеров для комедии? Под комедию очень трудно подобрать актеров. Актер приходит на кастинг, и режиссер говорит: «Ну, рассмеши меня». А актер отвечает: «Ну, я вроде играю сцену». Не смешно. И они стоят и смотрят друг на друга с непониманием.

О локациях

Важный пункт локация, которая тоже должна быть тесно связана с языком.

Отдельно отмечу, что очень важно ваше физическое состояние. Для всех профессионалов важно оставаться со свежей головой. Легко погаснуть, перегореть на проекте. На больших проектах люди работают по 12-14 часов в сутки и просто умирают. Однажды я работал на проекте и просто боялся сказать продюсеру, что я устал. Боялся останавливать съемки, боялся, что уволят оператора...

О комедии

Проблема по части комедий в том, что русские люди не очень понимают по части комедий. Мы с детства говорим прямым языком. В наше жизни мало ироничных людей, говорящих с каким-то подтекстом. И я стараюсь держаться за таких людей, потому что они понимают, что смешно, а что нет.

Чтобы четко понимать комедию, нужно четко понимать поджанр и тон. Если пригласить людей из комедии и сказать: мы делаем комедию! В России всегда нужно уточнять, какую именно комедию. Правдивую или пластиковую?

Как сделать персонаж комедийным? Приходит буфетчица, полноватая, классическая буфетчица. А ей дается задача на стыке ее возможностей, например, показать себя как очень «секси», хотя зритель видит ее вовсе не такой. Столкновение того, как персонаж видит себя и как зритель видит персонажа – вот что рождает комедийность.

О том, когда что-то пошло не так

Бывает в съемках все идет не так, как нужно. Однажды я снимал новеллу в «Елках».

Говорю одному из режиссеров:

– Один их персонажей не работает. Надо что-то делать. – Третий съемочный день стоял через три дня. Это было хорошо, потому что можно было провести работу над ошибками.

Приглашает меня продюсер:

– Я переписал сценарий.

– Показывай.

И я вижу, что концовка совершенно изменилась. А ее мы уже сняли. Мы бы просто не успели снять все это в один съемочный день. И чтобы успеть, я сидел целый день и составлял список: кто чем занимается каждую минуту, пока мы снимаем определенные сцены. И мы успели снять все, даже осталось 5 минут. Заявленная актриса сыграла лучше, чем рассчитывалось, все в нее влюбились.

О короткометражке «Конверт» с Кевином Спейси в главной роли

Моя карьера режиссера началась с фильма «Конверт». Я выиграл конкурс и поехал в Америку. При этом, я уже знал, как устроена площадка. До этого я был сценаристом, работал в документальном кино. Работал с людьми, которые мне не близки духом. Я терял свою правду в этом кино.

Если смотреть «Конверт» российскими глазами, то это провальный фильм. Если американскими, то он работает. Российскими глазами этот фильм не доработан: бюджет маленький. У нас не было денег даже на правдоподобные костюмы, на реквизит, на деревянный забор. Я вез из России почтовый ящик (вы бы видели, как на меня смотрели на таможне) и сигареты Прима.

О правдивости

Люди тянутся к настоящему. Есть, правда, артхаусное кино, которое не стремится развлекать. Была заложена идея, которую зритель понял, но было ли ему классно? Нет.

Как я стал работать в кино

В 2006 году мне было чуть больше 20 лет, и я думал работе в кино. Я написал сценарий и всем продюсерам отправил его. Прошел месяц, и мне никто не написал. И я понял, что сценарий ужасный.

Но однажды мне позвонил продюсер и предложил встретиться. Мы встретились.

– Можем с тобой заключить контракт, 8 тыс. долларов – нормальные деньги?

Достает косячок, закуривает. Смотрит на меня, говорит:

– Куришь?

– Нет, спасибо.

– Ну, как хочешь.

Сидим, беседуем.

– Я думаю, надо сценарий переписать. Кто там главный герой?

– Повар на корабле.

– Я хочу, чтобы был пингвин.

Я опешил.

– А как? Он же говорить должен.

– Можешь завтра исправить до 12?

– ...

– Отлично, сделаешь, заключим контракт.

Дает мне рекомендации. Бегу домой, вбиваю в поисковике «как переписать сценарий». Меняю с конца, просто заменяя слово «повар» на «пингвин». Заменяю «я тебя люблю» на «пингвин».

Короче, в 9 утра я все ему отправил.

В 12 он мне звонит и говорит, что все это херня и что не помнит, что вчера было. Сказал, перезвонит. До сих пор перезванивает.